Русский
English

Цикл квартетных миниатюр "Пятницы"

Цикл квартетных миниатюр "Пятницы"
2000

"Les Vendredis"



Деятельность Митрофана Петровича Беляева оставила яркий след в истории русской музыки. Русская нотоиздательская фирма в Германии, "Русские симфонические концерты", "Русские квартетные вечера", конкурсы на лучшее сочинение камерного жанра, премии им. М. И. Глинки - таков неоценимый вклад Беляева в дело успешного развития отечественной музыкальной культуры. Истоки его многогранной деятельности относятся к началу 80-х годов XIX века. В это время Беляев жил на Николаевской улице (ныне в Петербурге ул. Марата, д. 50). Большая, удобная квартира была спланирована с учетом музыкальных занятий Митрофана Петровича, приспособлена к проведению регулярных музыкальных собраний.




"Беляевские пятницы" - примечательное явление музыкальной жизни Петербурга. Вечера были довольно многолюдны, собиралось до 70 человек. В 8 часов вечера приходили участники домашнего квартета, сам Беляев играл на альте. Частыми и желанными гостями были В.В.Стасов, И.Е.Репин, А.П.Бородин, А.К.Глазунов, А.К.Лядов. Постоянными посетителями "пятниц" были Н.А.Римский-Корсаков и его ученики. Н.А.Соколов, Я.И.Витол, А.А.Винклер, Н.Н.Амани, Ф.С.Акименко, И.И.Крыжановский, Н.Н.Черепнин нередко сопровождали профессора и были участниками музыкальных вечеров. Радушно принимались московские гости: П.И.Чайковский, С.И.Танеев, А.Н.Скрябин. Музицировали до 12 часов ночи. Обычно в каждом концерте исполнялось 4 - 5 квартетов, несколько камерно-инструментальных пьес, звучала и фортепианная музыка в исполнении Ф.М.Блуменфельда, Н.С.Лаврова, А.Н.Скрябина. "Записные книжки", в которых Беляев точно фиксировал программу своих музыкальных вечеров, обязательно указывал дату, порядковый номер очередной "пятницы", сохранились. Основное место в репертуаре занимали камерно-инструментальные сочинения русских композиторов: Глинки, Бородина, Римского-корсакова, Глазунова, Чайковского, Танеева. Западноевропейский репертуар, при явном предпочтении камерной музыки Гайдна, Моцарта, Бетховена, простирался вплоть до сочинений Регера и Дебюсси. Сочинения, приуроченные к праздничным датам, творческие экспромты, музыкальные подарки часто являлись результатом совместного творчества композиторов Беляевского кружка. К именинам Беляева приурочен Квартет на тему B - La - F (авторы: Римский-Корсаков, Лядов, Бородин, Глазунов). Квартетные пьесы, изданные под названием "Les Vendredis" ("Пятницы"), - это собрание музыкальных сюрпризов, подарков к очередному вечеру. Подобные пьесы расписывались по партиям в кабинете Беляева и проигрывались по рукописям с листа. Самые удачные из них и составили содержание 2 тетрадей - сборников В 1-ю тетрадь вошли 9 пьес, во 2-ю - 7 пьес.